MARISONG.RU

Муро, муро тый от лий гын...

/** *
*
* * * * * * * * * * * * * * *
Get Adobe Flash player
* *
* *
*
*
*/

у ий дене!!! Реклама

 

1
  • Заслуженный артист России (2007),
  • Народный артист Республики Марий Эл (1999),
  • Лауреат Государственной молодежной премии им. Олыка Ипая (1996),
  • Лауреат театральной премии им. Йывана Кырли (1997, 2001 и 2004).

 Родился 2 июля 1961 г. в д. Большое Пызаково (Кугу Пызак) Новоторъяльского р-на РМЭ. В 1978 г. после окончания средней школы поступил на лесоинженерный факультет Марийского государственного политехнического института им. М. Горького. Окончив два курса, в 1980 г. поступил на актерское отделение Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского, на курс народного артиста РСФСР П. О. Хомского (III национальная студия). После окончания учебы в 1985 г. был принят в труппу Марийского государственного драматического театра им. М. Шкетана. Вскоре был призван на срочную службу в ряды Советской Армии, в феврале 1987 г. вновь вернулся в театр. И. Смирнов — один из ведущих актеров театра.

Он обладает прекрасными вокальными данными, в детстве учился в музыкальной школе игре на баяне, позднее в 1994 г., не оставляя работы в театре, окончил вокальное отделение Музыкального училища им. И. С. Палантая. В настоящее время он один из популярнейших исполнителей марийской эстрады. Музыкальность, умение раскрыть в песне душу героя стали отправной точкой в создании целого ряда сценических образов. В комедии В. Шекспира «Латкокымшо йуд» («Двенадцатая ночь», 1987) актер блестяще сыграл роль мудрого и ироничного шута Фесте, чьи песни и баллады на музыку композитора Т. Хренникова покорили зрителя. Первой большой работой И. Смирнова в театре стала роль Мики в трагикомедии М. Рыбакова «Эргымлан кузык» («Приданое для сына», 1988). Актер создал убедительный образ человека, оторвавшегося от своих корней и не понимающего всей трагичности этого разрыва. Помимо этого актер исполнял в спектакле несущие огромную идейно-смысловую нагрузку зонги. В трагифарсе «Савик» (1989) по одноименному роману Н. Игнатьева исполненные им зонги стали выражением идейного пафоса спектакля, придали ему философскую глубину. Народная песня послужила ключом к раскрытию образов Тойблата (С. Чавайн «Акпатыр», 1987), любовь к музыке способствовала более полному раскрытию образа композитора-самородка Стапана Микале в драме М. Рыбакова «Морко сем» («Моркинские напевы», 1995). И. Смирнов — актер разноплановый. В его творческом арсенале ряд мастерски исполненных ролей классического репертуара: Скапен (Мольер «Чоя Скапен» / Плутни Скапена, 1995), Нароков, адвокат Маргаритов и купец Неуеденов (А. Островский «Сонарзе ден суксо-влак» / Таланты и поклонники, 1990; «Вараш кодшо йоратымаш» / Поздняя любовь, 2000 и «Мом кычалат, тудымак муат» / За чем пойдешь, то и найдешь, 2000), Наполеон (Б. Шоу «Поръен пиал» / Избранник судьбы, 2000), старик (А. Камю «Йонылыш» / Недоразумение, 1995), Кушак (А. Вампилов «Сонар содом» / Утиная охота, 2002) и др. Яркой вехой в творческой биографии актера стала роль Подколесина в спектакле режиссера В. Пектеева «Каче пазар» (Н. Гоголь «Женитьба», 1994). Эта работа получила резонанс в центральной прессе. Актеру присуще обостренное чувство жанра и стиля, он находит особые краски для создания образов в новаторских для марийской сцены спектаклях, например, Икте и Иксан в пьесах-притчах Ю. Байгузы «Порсын лунгалтыш» («Шелковые качели», 1999) и «Поргем умбалне ужара» («Заря над пропастью», 1997), а также рассказчик от Калевалы в постановке финского эпоса «Калевала» (1997) и другие. Одной из граней дарования И. Смирнова является ярко выраженный комизм. Органично, со знанием природы народного юмора сыграны им Ияиге и Йогор в пьесах М. Рыбакова «Онарын кердыже» («Меч Онара», 1989), и «Турлемудыр» («Кружевница», 1991), Селифон (А. Волков «Оръен мелна» / Свадебные блины, 1991), Вачук (Л. Яндаков «Пусаксолаште томаша» / Переполох в Пусаксоле, 1994), Карасий и Таргылтыш иге (В. Пектеев, Ю. Байгуза «Окса тул» / Блеск монет, 1994), Шумелев (Н. Арбан «Кеҥеж йуд» / Летняя ночь, 2000), Чузай (Л. Яндаков «Йоратымаш? Йоратымаш! Йоратымаш…» / Любовь? Любовь! Любовь…, 2002) и др. Не менее ярко и убедительно созданы актером образы в переводных комедиях: Сильва (А. Вампилов «Кугэрге» / Старший сын, 1990), Микеле и Эмилио (Э. де Филиппе и др. «Калтатше ярас, калтак, але Страсти по-итальянски, 1996), Ярасим (Г. Каюм «Туларте мыйым, шеремет» / Брак по объявлению, 1998), Метрий (Ш. Башбеков «Кум кечылан у кува» / Железная женщина, 2003) и другие. Глубоким драматизмом, проникновением в психологию персонажа отличаются сыгранные И. Смирновым роли в произведениях национальной классики, например, объездчик Епсей (С. Чавайн «Мукш отар» / Пасека, 1988), Тихон и Осып в пьесах М. Шкетана «Сардай» (1993) и «Ачийжат-авийжат!..» («Эх, родители!..», 1998), а также комиссар Ванька в драме А. Пудина «Эренгер» (1998), созданной по мотивам романа классика. В музыкальной комедии С. Николаева «Салика», которая трижды была поставлена за время работы актера в театре, он исполнил роли Эчука (1988), Акпая Полатова (1999) и Ози Кузи (2004). В 1994 г. И. Смирнов участвовал в I Всероссийском конкурсе им. А. Миронова «Поют артисты драматического театра» (г. Нижний Новгород). В 1995 г. И. Смирнову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Республики Марий Эл», а в 1999 г. — «Народный артист Республики Марий Эл». В 1997 г. И. Смирнов стал первым лауреатом республиканской театральной премии им. Йывана Кырли в номинации «Лучшая мужская роль» за создание образа поэта и актера Йывана Кырли в драме А. Пудина «Ой, луй модеш…» («Ой, куница играет…», пост. 1996). Эта работа актера также была высоко оценена жюри III Международного фестиваля театров финно-угорских народов (Йошкар-Ола, 1997). В 2001 и 2004 гг. актер стал лауреатом премии им. Й. Кырли в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» — за исполнение роли председателя колхоза Шумелева в мюзикле Н. Арбана «Кеҥеж йуд» («Летняя ночь», пост. 2000) и купца Восмибратова в комедии А. Островского «Чодыра» («Лес», пост. 2003). Работа И. Смирнова освещалась на страницах центральных изданий. В настоящее время он один из самых репертуарных актеров театра.