История моды. Стили одежды. Ретро

мода, стиль, одежда, ретро, имидж


Шляпа – солирующая мелодия стиля

женская шляпка фотоШляпа сегодня все чаще обитает где-то далеко на полках шкафа, примерно посередине между фотографиями молодых дедушки и бабушки с надписью “С приветом из Гагр!” и свадебной фатой мамы. Редко шляпы становятся частью образа, имиджа или важной составляющей стилевой композиции. А жаль…

Сегодня шляпа вернулась к тому, что было ее предназначением изначально – защищать голову от непогоды. И потому гораздо чаще встречаются береты и соломенные летние шляпки, жокейские шапочки и бейсболки. Давно уже позади эпоха обязательного ношения шляп для дам всех возрастов и сословий, когда по украшению или типу шляпы можно было узнать о статусе носившего ее. Позади и то время, когда шляпки были модными и означали стремление выглядеть стильно и элегантно. Словно ветер современной моды сдул шляпки с прекрасных женских головок. Иногда они появляются – но лишь на сезон, и то редко мода на шляпки выплескивается с подиумов на улицы. И лишь один островок остался на плаву, где шляпы неизменно модны и всегда экстравагантны – это Королевские скачки в Аскоте.

Без даты рождения

Шляпа появилась… а вот когда она появился точно никто не скажет. Да и что называть шляпой? Соломенный конус, который носили (да и сейчас носят) женщины Юго-Восточной Азии? А может быть тюрбан, тоже пришедший с Востока? Головные уборы жриц древнегреческих храмов? Или, может быть, фригийские шапочки бывших рабов? А корона на голове властителя – чем не шляпа? Пастуший петас – широкополая шляпа, родилась в незапамятные времена Древней Греции, дожила до сегодняшних дней и знакома многим по изображениям Гермеса – покровителя путников и пастухов.

Давайте лучше обратим внимание на то время, когда шляпы стали обязательными к ношению. Заметьте – это не мода, это обязанность.

Скорее всего, традиция ношения шляп родилась из религиозных предписаний. Практически каждая религия запрещала женщинам появляться на людях с непокрытыми волосами – разница была лишь в степени закрытости. У женщин небогатых на головах был платок – выткать или купить его было вполне по силам даже не самой зажиточной семье. А вот те, кто имел средства на то, чтобы выделиться, придумывали дополнения к платку или шали. Со временем религиозные требования смягчились, а стремление выделиться усилилось – головной убор становился все роскошнее, формы его отличались многообразием.

В эпоху раннего Средневековья в пути чаще всего использовались капюшоны – они были гораздо удобнее тех уборов, что нужно было надевать на голову. Дома же мужчинам покрывать голову не было необходимости, а уборы женщин тоже больше походили на капюшон. Позднее капюшон окончательно “оторвался” от одежды и тут же возникла потребность удерживать новый головной убор на голове. В связи с этим популярной становится шотландская шапочка, плотно надевавшаяся на голову и для надежности завязывающаяся под подбородком. Год за годом, столетие за столетием привносили в эту деталь гардероба что-то новое – на исходную шапочку стали нашиваться драгоценности, женщины стремились подчеркнуть лицо оборками и пышными лентами, мужчинам понравилась возможность отгибать “уши” шапочки и при необходимости то закрывать собственные уши, то оставлять их открытыми. Одним словом, от прежней шотландки постепенно осталась лишь идея, и тогда пришел черед родиться шляпе – в том виде, как мы воспринимаем их сейчас.

Произошло это ориентировочно в 14 веке – именно тогда на картинах все чаще виден привычный образ шляпы – не в смысле украшений и форм, они современного человека способны шокировать, а в концепции – тулья на голове и дополнения по окружности и по верху. Тулья то удлинялась – конус длиной до двух метров был вполне себе модной деталью, то укорачивалась – шляпа облипала голову, как чепчик младенца. К ней “прирастали” то огромные поля, которые нужно было пристегивать, чтобы они не мешали (так родилась треуголка), то шляпа становилась совсем крохотной, прикрывая только макушку. У шляп родились собственные аксессуары – шляпная булавка, мантоньерки и коробка для шляп.

Примерно с 15 века мода на головные уборы стала соответствовать стилистике костюма. Богатый костюм требовал роскошной шляпы, которую украшали всем, что только могло подчеркнуть статусность владельца, а шляпы для повседневной носки были скромнее – как и одежда. Со временем шляпы даже приобрели профессию – скажем, белая шапочка современных врачей родилась из кожаных шляп докторов средних веков. Шляпы с высокой тульей и опущенными вниз неширокими полями носили мясники. У офицеров различных родов войск появились собственные шляпы, которые они носили и вне сражений.

Женская шляпка тоже меняется. Практически, уже с конца 16 века женщины носили шляпы, которые постепенно уменьшались в размерах и теряли роскошь отделки, пока не превратились в чепец, а позднее и в капор. Теперь у дамских шляп вполне человеческие, а не гулливерские размеры, из отделки остались только рюши и воланы по полям вокруг лица, да еще узел мантоньерки украшал сей предмет одежды. Произошло это в 19 веке, а вот дальше история шляп стала напоминать калейдоскоп.

Нарисуйте узор, где по полю…

В пестром узоре двадцатого века можно было разглядеть отголоски прошлых веков.

Канву узора выткали шляпки из натуральных материалов в сочетании с птичьими перьями. Эти шляпы пришли из 17 века, продолжились в начале викторианской эпохи и постепенно были забыты к середине двадцатых годов прошлого века. Лебединые белоснежные или крашеные петушиные перья в сочетании с соломкой или тонкой проволокой имитировали то лесное гнездо, то сказочную птицу. Полей у таких шляпок не было – и это очень типичный признак того времени. В начале века шляпки без полей или с очень маленькими полями были очень популярны, и шляпки напоминали не утилитарный предмет гардероба, а произведение искусства. Натуральных украшений на них практически нет, но зато атласные цветы, искусственные перья и имитация древесных веточек выглядят весьма натуралистично. В таких шляпках – небольших, но от того нисколько не потерявших своего очарования, запомнились актрисы прошлых лет – Рут Уоррик, Кэрол Ломбард.

Сегодня такие шляпы носит королева Английская Елизавета II, а совсем недавно они были фаворитами принцессы Дианы. У Lacoste и Issey Miyake эти шляпки выглядят весьма актуально.

Другой тип шляпок того времени – клоши, то есть колокольчики в переводе с французского. В шляпке-клош можно было увидеть Мери Пикфорд, Вильму Банги, Констанцию Бенетт, Грету Гарбо, Норму Шерер, Марион Дэвис.

Носят ли такие шляпки сейчас? О, да, и они выглядят вполне в духе времени. Королева Дании Маргарет II была в маленькой шляпке, а принцессе Испании Летиция – в типичной клоше на свадьбе принца Уильяма. В сезоне лета 2019 такие шляпки рекомендовал к ношению Marc by Marc Jacobs и стилист Andrew Gn.

Создавая таинственность образа

шляпа с широкими полями фотоКрупными рисунками на узоре шляпной моды тех времен блеснули шляпы с широкими полями. Это уже ближе к концу двадцатых – тридцатым годам. Тем шляпам далеко было до средневекового геннина или более позднего шато-боне, но размеры их, тем не менее, впечатляли. Загадочно и маняще выглядели в них актрисы Айрин Данн, Джоан Кроуфорд, Розалинда Руссель. Так и хочется заглянуть под широкие поля и увидеть. Что скрывается за этим образом.

В наше время шляпы с полями (порой невообразимых размеров или с удивительными украшениями) выбирают для светских раутов княгиня Монако принцесса Шарлен, Камилла Паркер-Боулз, принцесса Кентская Мишель, шведская принцесса Виктория. Из звезд – Аксинья Серебровская, Кира Найтли, Мариса Миллер, Наталья Гуслистая. Актуальными для летних дней видят такие шляпы Модный дом Hermes, дизайнеры Alberta Ferretti и Caroline Herrera.

Пышность Востока

Арабесками пронеслись тюрбаны – они были известны еще с древних времен, в Италии в 14-15 веках тюрбаны носили мужчины – моду на них привезли из Крестовых походов, позже их носили только на маскарадах. В 18 веке тюрбаны ненадолго показались в свете – на волне интереса ко всему восточному, связанному с событиями вокруг Османской империи и русско-турецкими войнами. Потом о них забыли… хотя нет, тюрбаны были модны в среде женщин легкого поведения.

Первая Мировая война вновь вызвала всплеск интереса к “турецким подданным” – и на экранах “великого немого” появляются женщины в чарующе-обманчивых тюрбанах. Ольга Бакланова, Грета Гарбо, Вера Холодная, Анель Судакевич, теннисистка Сюзанна Ленглен носила тюрбан практически повсюду, изящно украшая его драгоценными камнями. После Второй Мировой войны – снова всплеск популярности. Тюрбаны носили Элиза Даниелс, Софи Лорен, Марлен Дитрих.

Сегодня тюрбан нет-нет, да и покажется на модницах нашего времени – Элизабет Тейлор на собственную свадьбу (девятую по счету!) заказала роскошный тюрбан стоимостью почти три миллиона долларов. На свадьбе принца Уильяма в шляпке-тюрбане была Мириам Гонсалес, жена Ника Клегги, на тот момент исполнявшего обязанности премьер-министра Великобритании.

Тонкой строчкой пробежали по ткани моды начала двадцатого века береты, кепи и шляпы наподобие мужского канотье. Грета Гарбо в берете – знакомый многим образ женщины загадочной, пугающей и манящей одновременно. Бетт Дэвис, Мэрион Дейвис, Дороти Ламур тоже носили таки шляпы.

Интересно, что, несмотря на минималистичный дизайн, образ в целом получался очень женственным, тонким. Было что-то трудноуловимое, присутствовал какой-то странный шарм в женском образе, увенчанном незамысловатой шляпой. Но Ralph Lauren, Christian Dior, Lacoste считают, что и современным женщинам по силам и по стилю вызвать такую сложную гамму ощущений и восприятия, и потому смело рекомендуют и кепки и соломенные шляпы.

Две легенды одной женщины

Отдельного слова заслуживают два образа, неразрывно соединенных между собой – это образ легендарной Греты Гарбо, которую можно назвать не только идеальной моделью для самых разнообразных образов, но и обладательницей самого искусного шляпного стиля.

Загадочная Грета в шляпке с огромными полями – именно такой она предстала в роли Маты Хари в одноименном фильме. Романтично-наивная в шляпке с маленькими полями в фильме “Плоть и дьявол”. Маленькая вязаная шапочка в фильме “Вдохновение” помогал актрисе создать образ свободной пресыщенной жизнью красавицы.

Второй образ – шляпка-таблетка. Многие ошибочно считают, что эту круглую шляпку ввела в моду Жаклин Кеннеди и она входит в понятие “Джеки-стайл”. Но на самом деле таблетку придумала Эльза Скиапарелли, и первой обладательницей шляпы удивительной в минималистичности при одновременной выразительности стала Грета Гарбо.

Жаклин, как хорошая ученица, переняла советы красоты и умение превращать необычное в классику у Греты, и в шестидесятые вознесла шляпку-таблетку буквально на макушку моды. Практически десять лет – до начала семидесятых – “таблетка” была очень популярна.

Летние белоснежные, чем-то напоминающие береты британских моряков, демисезонные с вуалью, защищавшей от ветра, зимние из меха – у леди Дианы был такой вариант из каракуля.

И в наши дни шляпка-таблетка нет-нет, да и напомнит о себе – ее, например, сделала частью своего образа Виктория Бэкхем на праздновании бракосочетания принца Уильяма.

Да, шляпы сегодня не главный предмет женского гардероба. Нам лишь остается смотреть за эволюцией шляпной моды во время скачек в Аскоте и… сожалеть о безвозвратно ушедшем времени, когда можно было неспешно достать из шляпной картонки одну за другой множество шляпок…

Примерить их, в поисках идеально подходящей к своему образу, а потом прошествовать под восхищенные взгляды прохожих, которые благодаря сегодняшней шляпке не узнают в ней вас вчерашнюю…


Автор: Galina Mirzakulova | Рубрика: Модная одежда | комментировать

Оставить комментарий

Имя
Почта (конфиденциально)
Сайт
Комментарий