Одно из самых увлекательных занятий для поклонников моды – вовремя “поймать” её правильный прогноз. Ни с чем несравнимый поисковый азарт модников и модниц связан с тем, что стиль одежды меняется быстрее, чем их личная фантазия. Уловить смену моды – игра культурного человека, богатая сюрпризами.
Не успеет начаться новый сезон, а мода уже предсказывается вовсю. Например, в этот зимне-весенний сезон мы уже “знали”, что
Потребители моды редко задаются вопросом о том, кто и как её предсказывает. И уж никому в голову не приходит, что прогнозы могут быть неточными, ошибочными и даже специально искажают действительность. Между тем, в предсказаниях моды отразилась, как в волшебном зеркале, вся философия потребления и продаж, все драмы современного рынка.
Вот один из недавних прогнозов мужской моды 2020. Консервативность, опора на классические образцы. Простота и минимализм. В коллекциях – куртки и пиджаки, словно вернувшиеся из прошлого века. Двубортные пальто “милитари”, которые устойчиво популярны на протяжении многих сезонов. Монотонные цвета: бежевый, синий, коричневый, серый, чёрный.
Чего хотели от потребителя те, кто создавал эти два прогноза?
Веры в незыблемость спокойной и респектабельной жизни. Желания и готовности покупать продукцию, которая не кричит, а рассказывает.
Такие умиротворяющие тенденции появляются в моде отнюдь не часто. Сегодня они – явная реакция на растущие катаклизмы в обществе, на панику и перенапряжение, на тревожные ожидания апокалипсиса. Мода дарит нам углубление в самих себя, немного наивную радость, неторопливую деловитость и созерцание красоты.
Уникальность моды как культурного явления заключается в том, что она – самый мощный вид внушающей рекламы. Через её удивительные и общедоступные сообщения можно не только рекомендовать людям тот или иной образ жизни, но и предписать его, заставляя модников и модниц изменить себя на некоторое время.
Предсказателей моды можно разделить на три типа. Одни создают прогнозы, наблюдая как можно более “свежие” коллекции и показы нового сезона. Для этого требуется готовность много и быстро путешествовать, а значит – материальная обеспеченность. Большую роль играет журналистская хватка, что позволяет брать интервью у авторов коллекций, у производителей продукции. Предсказатели этого типа ведут честную игру, будучи проводниками и провозвестниками моды. Они строят свои рассказы на основе живых свидетельств и достоверных встреч.
Вторую группу составляют учёные-теоретики: маркетологи, товароведы, дизайнеры-исследователи. Они строят прогнозы на основе науки, с привлечением специальных (в том числе математических) методов. Проблемой для этих знатоков является то, что они оторваны от быстро меняющейся действительности и не всегда могут вовремя предложить последователю моды правильный совет. Быстрой ориентации в модных играх здесь ждать не приходится. Если только речь не идёт о выдающихся учёных уровня Александра Васильева – американского историка русской моды.
И наконец, третью группу предсказателей составляют клакеры – деятели “чёрного пиара”, работающие по заказу недоброжелателей. Они опасны для любого культурного явления. Примером их деятельности является влияние на рынок высокой моды, который сегодня теряет своих клиентов. Предсказатели-пиарщики пишут о скандалах и сплетнях, выворачивают наизнанку личную жизнь кутюрье и т. п. Внимание потребителей отвлекается от великолепия и красоты высокой моды, из-за чего она переживает кризис непопулярности.
В качестве курьеза можно привести новую “школу” предсказания моды – астрологическую. Вначале делается астропрогноз стилей для широкой аудитории, а затем предлагаются платные услуги по рекомендациям моды для каждого знака зодиака. Можно лишь с грустной улыбкой заметить, что и эти услуги, несомненно, найдут своих клиентов.
Но выиграет ли от этого мода?
Оставить комментарий