Итак, наступило новое десятилетие, последствия экономического кризиса начала тридцатых сошли “на нет”, промышленность развивалась, покупательская способность возрастала и в самом начале сороковых женщины стали совершенно “некризисно” удлинять юбки и делать их многослойными, кроить плечи “фонариками”, носить белые блузки и ставшие популярными пышные банты – причем самым “писком моды” были банты в полоску. Полоски были везде и самые разные: широкие и тонкие, ровные и прерывистые, черно-белые и разноцветные. Тенденция стилей начала 40-х годов напоминает одежды латиноамериканок. В это же время другие модницы предпочитали копировать стиль одежды голливудских актрис, третьи – продолжали развивать популярный в тридцатых годах образ “женщины-подростка”.
Истинные поклонницы моды и стиля уже учатся подбирать помаду и другую косметику в тон одежде. Именно в начале 40-х годов губная помада становится многообразной по цветам и насыщенности, приобретает консистенцию, похожую на современную.
А где-то далеко от модных тенденций и одновременно совсем рядом, назревали события, которые перевернут не только историю моды, но и всю историю в целом. Нападение Германии на Польшу стало первым звонком приближающихся тревожных лет. И уже в 1941 году экономика большинства стран была переведена на военное положение.
Париж, бывший к тому времени столицей моды, занят теперь солдатами Третьего рейха, магазины и модные ателье закрыты, а модельеры вынуждены одевать жен из “верха” правительства оккупантов и коллаборационистов.
В США в начале 1942 года Правительственный Комитет Военной Промышленности выпускает знаменитый закон “L-85”, согласно которому использование натуральных шерстяных и хлопчатобумажных тканей допускается только для нужд военного ведомства, а гражданским лицам рекомендовали использовать вискозу и ацетатный шелк, минимум тканей и крой без пышных украшений.
В Великобритании тоже введено жесткое планирование во всем: от моделей одежды до ее количества на “душу населения”. Знаменитое “прет-а-порте” родилось именно в 40-х годах в Великобритании, когда модельеры, закройщики, портные были призваны на военную службу и из обязали разрабатывать одежду под экономичное производство. Даже элегантный и всегда бывший на пике моды “Vogue“, демонстрировал на своих страницах приверженность стилю минимализма в крое и мелкому рисунку на тканях.
С конца 1942 года в моду входят белые воротнички и манжеты. Причем, как в женском костюме, так и в мужском. Это тоже следствие экономии: шить белые блузки и рубашки было не из чего, а выглядеть элегантно и аккуратно хотелось вне зависимости от сводок с фронтов войны.
Европа одевается в стиле милитари, шляпки, столь популярные в конце тридцатых-начале сороковых, сначала уменьшаются в размерах, а затем и вовсе сменяются платочками. В тканях – господство цвета хаки, неброского темно-серого и, как выходной вариант, ткани в мелкий цветочек. Отвороты, манжеты, лацканы, плиссе, плойка – все это осталось в прошлых, довоенных годах.
Косметика стала непростительной роскошью: первыми изобретательность проявили итальянки, начав подкрашивать губы вином, а брови – жженым деревом или костью, а за ними такая своеобразная косметика “натюрель” перешла в страны континентальной Европы. Лишь в США промышленность продолжала выпускать (хотя и ограниченными партиями) косметику, и фотохроника тех лет запечатлела американок с поведенными глазами и аккуратно накрашенными губами. Но, поскольку импорт не нужных, с точки зрения военных правительств, вещей был запрещен, европейские модницы не видели настоящей помады и теней до конца сороковых годов.
США, как страна из антигитлеровской коалиции, тоже ощутила на себе последствие перевода экономики на военные рельсы, но в меньших масштабах. В 1943 году на суд модниц США были вынесены целых три модных стиля: платье-рубашка, напоминающее военную форму, рабочий стиль – для женщин это брюки с завышенной талией и блузки, напоминающие укороченные курточки и, наконец, третий модный тренд – спортивный стиль одежды. Каким-то непостижимым образом эти современные веяния уживались с традиционной привязанностью американок (особенно Юга страны) к корсетам и шляпкам в стиле Скарлетт О’Хара. Непринужденно смешивая, казалось бы, не сочетаемые вещи, американки умудрялись выглядеть стильно, и даже появившийся в 1943 году стиль “смешивай и подбирай”, не нарушил гармоничного облика модницы США середины 40-х годов.
“Смешивай и подбирай” – этот девиз, родившийся в Великобритании, привел к тому, что консервативный женский костюм, с одинаковыми по цвету и фактуре жакетом и юбкой, стал теперь состоять из верха и низа, сшитых из разных по типу и расцветке тканей. Жакеты – укороченные, юбка “карандаш” – самое смелое решение, а обувь стала невероятным дефицитом. Женщины Европы узнали, каково носить туфли из дерматина на деревянной подошве. Для них знаменитые туфли с открытым носом, которые продемонстрировала Ингрид Бергман в фильме “Касабланка” стали признаком моральной деградации и были отвергнуты, как несоответствующие времени.
Но война подходила к концу, а женщины тосковали по столь естественному для них желанию выглядеть женственно и красиво.
С 1946 года практически в одночасье вернулись в моду юбки-клеш. Узкие “карандаши” и тесные жакеты хотелось поскорее забыть, платья-рубашки – заменить на свободные блузки и вернуть им рюши, воланы, летящий крой.
Уловил эти женские чаяния молодой и неизвестный тогда модельер Кристиан Диор. 1947 год – переломный год для модниц. Именно в этом году женщины всего мира узнали, как выглядит одежда нового, небывалого, кроя: узкие плечи с чуть завышенной линией проймы, тонкая перетянутая талия и юбка с широким разлетающимся подолом.
Но не только явлением Кристиана Диора запомнился тот год миру моды. В 1947 году начинает возрождаться европейская косметическая промышленность, в Париже – ажиотаж в косметических магазинах, и с этого года в сумочках женщин навсегда поселяется губная помада. Всего через два года производство выкручивающихся тюбиков было усовершенствовано и поставлено на поток – помада приняла знакомый нам сегодня облик.
Модели Диора захватывают мир. Последней на милость молодого, набирающего обороты модельера, “сдалась” Америка и там, в 1949 году, миру явилось пальто с расклешенным подолом. Пока модницы осваивают этот небывалый фасон, Кристиан Диор преподносит новые сюрпризы: туфли на каблуке-рюмочке он заменяет туфлями на тонких каблуках, которые окрестили “шпильками“, изобретает одежду Н-силуэта, вслед за ней приходит силуэт Y.
Эклектика послевоенного положения еще держится, но постепенно утрачивает позиции: выходят из моды вязаные жакеты, платья в мелкий цветочек, узкие рукава, отсутствие манжет. Модельер Эмилио Пуччи вводит в оборот ткани из крупного цветочного рисунка, в Америке рождается “водолазка”, Европа “отдает сердце” рисунку в горошек, на модных белых блузка появляются манжеты высотой до локтя.
Впереди – яркие пятидесятые. Торжество Дома Моды Диора, новые имена, новые веяния. Туфли на платформах, клетчатые рубашки, свинг, женские сумки от Луи Виттон и внимание к аксессуарам.
Комментарии (комментариев: 4)
эх, смотрю на эти фотки и сразу вспоминаю старые, германские выпуски “Бурда Мода”, которые в детстве находила в бабушкиной тумбочке)))
Очень полный рассказ не только о костюмах, как следствии, но и о событиях того времени.Было интересно))Спасибо,автору!
Интересно и познавательно, благодарю)
Спасибо автору, это было интересно…
Оставить комментарий