Советская мода при нынешнем изобилии одежды, предлагаемой на рынках, в магазинах и эксклюзивных бутиках, хэнд-мэйд воспринимается как способ самовыражения, своей исключительности и своеобразная пиар-акция – “посмотрите, какая я рукодельница”. Богатый выбор пряжи, масса доступных глянцевых журналов и шикарно изданные руководства по вязанию, сайты для рукодельниц во многом облегчают жизнь тех, кто хочет создать свой уникальный стиль.
А как обстояло дело с рукотворной одеждой в эпоху “развитого социализма”? Ироническое представление о вязальщицах в НИИ, библиотеках и прочих присутственных местах, составленное по фильмам советской эпохи, не достаточно обосновано. Ведь тогда “самовязы” и одежда, собственноручно состроченная на ручной машинке “Чайка” были жизненно необходимы.
Сегодня сложно представить, что такое “в универмаге выбросили кофточки” или “женский набор к 8 Марта”, включающий в себя пару простыней и полотенце (за деньги, естественно, но только передовикам производства). “Рожденные в СССР” помнят это прекрасно, и могут рассказать много интересного. Почему был такой перекос приоритетов – с высоты прошедших лет судить сложно. Видимо, руководство страны на время забыло о том, что для ЭФФЕКТИВНОСТИ труда женщина должна быть ЭФФЕКТНОЙ, причем вне зависимости от профессии.
Мы не будем обсуждать проблемы снабжения провинциальных городов продукцией Легкпрома, не станем останавливаться на том, что за пряжей ездили в Украину, а за ситцем в Грузию. И не будем разбирать вопросы трудовой дисциплины – когда женщины в “свободное рабочее время” создавали вязаные шедевры для себя и на продажу.
Особого внимания заслуживает, ЧТО шили и ЧТО вязали.
Довольно долго, с 60-х до начала 90-х годов, процветали ателье и мастерские индивидуального пошива, плавно перешедшие в Дома Моды известных (и не очень) брендов. Популярны были “столы раскроя” – мастеру-закройщику приносили материал, и получали готовые детали, которые при известной сноровке можно было сшить самостоятельно. Недаром такое большое внимание уделялось шитью на уроках домоводства в советских школах.
Основную массу женщин обшивали Маши, Люси и Кати из соседнего подъезда, причем высшим шиком портнихи-надомницы было воспроизведение моделей из нелегальных тогда журналов “Бурда Моден“. О переводах на русский в 80-х годах и не слышали, поэтому лавры такие умелицы получали вполне заслуженные. Модные юбки, стильные жакеты и даже элегантные пальто индивидуального пошива выгодно отличались в толпе, одетой в унылые изделия отечественных швейных фабрик.
Вязаные вещи, кропотливо создаваемые мастерицами крючка и спиц, были отражением своей эпохи. Женщины вязали все: свитера с высоким воротом – типа водолазок; разнообразные юбки – как прямые, так и клешеные, и даже плиссе; платья – от повседневных до нарядов “на особый случай”. Умение связать яркую детскую одежду и наряды для мужчин было существенным козырем матери и жены тех лет. И, конечно же, особым модельным рядом шли бабушкины носки, шарфики и шапочки. Особым признаком мастерства считалось умение воспроизводить сложные “ирландские” узоры (обилие кос, узелков, шишечек и других элементов) и создавать модели в технике жаккардового полотна (когда узоры вывязываются нитью другого цвета).
В 70-е годы основная масса вязаных моделей была “подсмотрена” в коллекциях Сони Рикель (Париж). Широкие длинные юбки, блузоны с расклешенными рукавами, выполненные в темных тонах с диагональными яркими полосами имели успех в основном в качестве праздничных нарядов. Повседневными вещами в стиле “а-ля Рикель” были мягкие пушистые свитера классического кроя и реглан, а так же вязаные платья с юбкой-плиссе. Мужские безрукавки с разноцветными ромбами на животе, популярные в определенных кругах и в наши дни, появились именно в 70-х годах.
Следующее десятилетие рукодельницы провели под знаком “летучей мыши”. Облегающий реглан остался в прошлом, свобода движений и объем стали девизом тех дней. Жаккард по-прежнему в моде, но техника исполнения моделей значительно упростилась. И именно на 80-е годы пришелся пик популярности вязания крючком и макраме. Ажурные кофточки с замысловатыми рисунками, вязаные крючком юбки в стиле “пэчворк” (из кусочков) – бесспорные хиты того времени. А в технике макраме создавались необходимые аксессуары – пояса, броши, кулоны и даже сумочки!
Примерно в это же время появились бытовые вязальные машины “Нева”, “Северянка”, “Снежинка”. Труднодоступные так же, как и все нужное, они были довольно сложны в обращении, и овладеть мастерством машинного вязания сумели далеко не все мастерицы. Зато счастливые рукодельницы получили возможность радовать своих близких индивидуальными вещами более “профессионального” вида.
Что интересно, наши мамы и бабушки передавали друг другу заветные тетрадки с переписанными ВРУЧНУЮ схемами необычных узоров и описаниями тех или иных моделей. Книги по вязанию издавались совсем небольшими тиражами, поэтому огромным спросом пользовались женские журналы “Работница” и “Крестьянка” – не потому, что в них приводились жизнеописания передовиц сталелитейных цехов или семейные проблемы доярок-рекордсменок. Секрет успеха этих изданий был в листочках-вкладышах. В каждом номере предлагалась свежая идея для шитья или вязания! И именно эти вкладки годами собирали и хранили в пухлых папках советские женщины, периодически обмениваясь ими с подругами.
Ничего, что в магазинах были только синие рабочие халаты и однообразная унылая школьная форма – наши женщины всегда находили способ выглядеть достойно!
Можно поспорить со старшим поколением о том, когда труднее жить – если есть деньги, но нет товаров (как было в их времени), или в условиях нынешнего кризиса – когда предложение разных видов одежды значительно превышает покупательную способность. В обеих ситуациях женщинам, стремящимся к красоте и индивидуальному стилю в одежде, помогает handmade. Сегодня вязание – это увлекательное хобби, помогающее сохранить нервную систему от излишних стрессов, и прекрасный способ сэкономить – вязаные вещи всегда актуальны, а затраты на пряжу (даже высококачественную) менее ощутимы, чем на готовые трикотажные изделия.
Комментарии (комментариев: 11)
Как показывает история, тяжелые времена обычно сопровождаются повышенным интересом (можно даже сказать, модой) на хэнд-мэйд. Сегодняшние дни не исключение. В магазинах швейной фурнитуры и рукоделия полно взрослых женщин и девочек-подростков, которые с интересом рассматривают пуговки, мулине, канву, пряжу и прочие материалы для ручных шедевров. Что же, экономический кризис – это не всегда плохо 🙂 Время, которое люди тратили на работу по выходным и корпоративы, теперь может быть направлено на семью и хобби. А разве это не есть маленькая состовляющая настоящего женского счастья?
Я прекрасно помню те времена, когда первые журналы Burda передавались из рук в руки словно священная реликвия, когда через кальку переводили страницы журнала, когда креативные вещи можно было привести только из-за границы или сшить своими руками. Это были очень тяжелые годы, но я благодарны им за то, что именно они подарили мне хобби, с которым я не растаюсь уже почти 20 лет. Handmade для меня стал частью жизни и подарил мне новых друзей.
Сегодняшняя ситуация в стране чем-то напоминает 80-е и 90-е. Не хотелось, чтобы они были такими же ужасными. Но, в тоже время, надеюсь, что они повлияют на современную молодежь лучшим образом, что юные красавицы поймут, что мир моды не ограничивается бутиками, что одежда сделанная своими руками ни чем не хуже тряпочек с лейбом. Ведь авторская работа, в отличии от магазинной, “живая”, в ней остается частичка души создателя, тепло его рук.
Валерия, замечательные слова. Успехов Вам!
Статья замечательнаяч, впрочем, как и все статьи Фаины. С удовольствием будем ждать новых публикаций 🙂
Ностальгия по советским временам? Статья понравилась.
Чудесная статья, обожаемое мною время… Сколько я всего собрала за свою жизнь… И жаль, что младшее поколение это не интересует…
Я сканирую, выкладываю в интернете, дарю и раздаю старые журналы – а как жаль ушедшего!!!
Судовольствием читала. Хочу добавить, что еще всегда “подсматривала” модели одежды в зарубежных фильмах, а придя домой из кинотеатра, старательно записывала и зарисовывала все это в специальный блокнот, который жив и поныне ы который с удовольствием просматриваю и сейчас.
У меня до сих пор лежат пару журналова бурда, правда уже лишь ради коллекции 🙂
ретро никогда не выйдет из моды. Причем в советское время если шили, то шили на совесть, недавно нашел пару кофт и рубашек, довольно хорошо смотрятся. Про то, что они созданы “на пару поколений” уже не приходится говорить 🙂
22 года я работая в книжном магазине. Через меня прошло много литературы, а также различных журналов в т.ч. и по вязанию. Такой журнал как “Вязание” выходил ежегодно, поступив к нам в магазин расходился только по “блату” т.е. по знакомым и нужным тебе людям. Это были 1983,84,85 и т.д. годы, журнат “Siluett”(Таллин), “Светлана” и т.д., я сейчас храню эти шедевры и не только храню, но иногда обращаюсь к ним, т.к. именно с той поры и началось мое безумное увлечение вязанием, которое с каждым годом только усиливается. Ничто не может сравниться с профессионально сделанными изделиями ручной работы, я никогда не пройду мимо магазина рукоделий где бы я не была.
Я рождена в 1985. Но глядя на фото тех времён, я постоянно испытываю непреодолимую ностальгию… 🙁
Кажется, что жизнь тогда была гораздо интереснее! 🙂
Оставить комментарий