Солнцезащитные очки – не забыть в отпуск, на пляж, на дачу, захватить утром в летнем городе.
А еще они отлично скрывают следы бессонной ночи. И заплаканные глаза. И зеркала души прикрывают почти непроницаемой шторкой – попробуй, догадайся, что там, в глазах визави: чертики ли, разочарование или вера?
И, конечно же, они защищают глаза – но это так обыденно, понятно, привычно. А ведь эти очки – всегда на пике моды, они то вторят “прет-а-порте” и кокетничают с “от кутюр”, то сами становятся ведущим аксессуаром, под который подстраиваются остальные вещи модного гардероба.
А как же все-таки солнцезащитные очки стали не утилитарным предметом, но модной вещью, олицетворением стиля, предметом подражания?
Кто-то должен быть первым
Все, в общем-то, просто: двадцатый век, расцвет кинематографа, на экранах – Настоящий Мужчина, а женщина – легка и эфемерна. Влюбленная, огорченная, коварная, но всегда прямо глядящая в глаза покорителя всех вершин наступившего века. А что в тех глазах? А в них боль и краснота – от слепящих лучей осветительных приборов. Еще нет мультипликации, не изобретены комбинированные съемки и кадры снимаются и переснимаются до получения желаемого результата, постоянно включенные софиты и лампы раздражают глаза, но Настоящий Мужчина не может появиться перед поклонницами (как экранными, так и реальными) со слезящимися глазами цвета спелой вишни.
Кому из актеров пришла в голову мысль надеть очки наподобие авиаторских – история моды умалчивает, но в течение кратчайшего времени очки с темными стеклами носили практически все мужчины-актеры, а затем стала носить и армия их поклонников.
Практически в это же время медийные личности осознали, что очки с затемненными стеклами – еще и отличный способ маскировки, дающий шанс пройти по улицам не узнанными.
В небе, на море, в моде
Одновременно с расцветом кинематографа к недосягаемым высотам потянулась и авиация. Небо манило, ждало исследователей, дарило множество новых сведений, фактов, ощущений, но не прощало небрежного отношения к себе. Летчики и исследователи быстро поняли, что очки с темными стеклами не только защитят глаза от ультрафиолета, но и помогут видеть четче в условиях безбрежного царства света.
Так появились “очки консервы” – неуклюжие на современный взгляд очки, с грубой оправой, выдвинутыми вперед линзами, которые многие летчики красили или коптили сами, а потом покрывали лаком.
Но мадам История и мисс Мода никогда не упустят шанса показать, что они близкие родственницы. Неженственные “консервы” пришли: в женские купальни. После любой войны, когда все устают от военной формы и военного образа жизни, всегда возникает мода на женственность. Так и после битв Первой Мировой культ Женщины возведен в ранг Абсолюта. Но это не культ женщины прошлых веков. Теперь дамы нежны, но не хрупки, они стройны, но не тщедушны, трогательно наивны – но умны. Женщины распробовали “вкус” спортивных занятий: фитнес, гимнастика, теннис, плавание из мужских перешли в любимые женские виды спорта и: потребовали средств защиты для нежных женских глаз. Из “консервов” убрали грубые оправы, увеличили объем стекол, прикрепили дужки вместо фиксирующих резинок. В конце двадцатых годов на пляжах Америки, курортах Германии и на водах Швейцарии шла бойкая торговля модными очками.
Интересно, что полувоенного образца очки консервы отлично смотрелись с тогдашней мужской модой – френчами, рубашками военного образца, короткими брюками.
Вот тогда очки и стали тем, чем являются сейчас – одновременно модным аксессуаром и практичной вещью.
Коко Шанель, Гарольд Клейтон Ллойд – те, кто первыми сделал солнцезащитные очки частью имиджа. У Коко это прообраз будущих очков авиаторов, а Гарольда – массивные очки в тяжелой оправе, где стекла то прозрачны, то затемнены.
Капелька солнца в капле очков
В тридцатые годы солнцезащитные очки претерпевают несколько изменений. Во-первых, “консервы” трансформировались в “очки-авиаторы”. Теперь летчики американских и британских ВВС носят очки, линзы которых напоминают по форме уложенную набок каплю. Это очень практичная форма очков – в Bausch&Lomb, чьи детищем “авиаторы” являются, деньги зря не тратят.
Широкие линзы прикрывают глаза сбоку, обеспечивают широкий обзор, защищают от ожогов не только глаза, но и часть кожи лица, а легкая оправа не нагружает переносицу и уши. Очень быстро на земле и на небе понимают, что очки авиаторы – это практично и красиво. Такие очки придают внешности налет недоговоренности и позволяют прикрыть недостатки внешности.
В 1936 году очки получили поляроидный фильтр. Теперь они способны рассеивать свет, убирая блики, защищая глаза от ультрафиолета и прямых солнечных лучей. Фирма Ray-Ban делала деньги, люди делали из очков культ, который достиг пика в конце тридцатых-начале сороковых благодаря великолепному генералу американской армии Дугласу МакАртуру.
Позднее интерес к очкам этой формы утих – появились модели очков моднее и прогрессивнее. Но шестидесятые годы вернули “авиаторы” в кинематограф и на сцену – они считались тогда символом принадлежности к рок-культуре. И поистине триумфально прошествовали эти очки-капли в семидесятых и восьмидесятых годах. На сцене в них зажигают БониМ, роскошествуют АВВА, в Болливуде в “авиаторах” шикуют Амитабх Баччан, Митхун Чакраборти и другие восточные красавцы и красавицы, в Голливуде загадочно выглядывает из-за стекол Барбара Стрейзанд.
Сегодня очки-“авиаторы” принадлежат к высшей касте очков. Они всегда модны, их носят мужчины и женщины, молодые и не очень. Они подходят к летнему платью в цветочек и к офисному костюму. Их уважают банкиры и мафиози, актеры и писатели, ученые и музыканты.
Вот лишь краткий список тех, чье сердце (точнее, нос и глаза) отданы “авиаторам”: Элвис Пресли, Дин Рид, Эштон Кэтчер, Лив Тэйлер, Меган Фокс, Майли Сайрус, Стиви Уандер, Анджелина Джоли, Кристина Агилера, Рианна, Swizz Beatz. Но вот парадокс (или все-таки нет?): на носах ученых, политиках, деятелях искусства “авиаторов” нет. Что же носят в тиши кабинетов и на аренах политических баталий?
Мода – всюду!
Там, где важны не внешние данные, а способности решать поставленные задачи, там солнцезащитные очки поначалу считались излишними, или же их форме и модности не придавалось особого значения. Они напоминали монокли прошлых веков или же темные очки слепцов – круглые, в тонкой оправе, а то и вовсе без нее. Стекла дымчатые, нередко желтые или зеленые – что есть в них такое, академичное что ли, одновременно строгое и наивное.
Их носил Мохандас Карамчанд Ганди – Великая Душа “Махатма”, передовой архитектор, поклонник экспериментов Ле Корбюзье, примерно в то же время круглые темные очки надевает Осип Брик, и, конечно же – неповторимый Паниковский. Но в то время никто не видит в этих очках харизмы, и потому они удел либо избранных, либо тех, кто к моде и трендам совершенно равнодушен.
Так было до тех пор, пока мир не взорвался песнями The Beatles и не увидел Джона Леннона в этих самых невзрачных очочках. Они могли быть прозрачными или темными но всегда с диоптриями – Джон страдал близорукостью – и непременно небольшими, круглыми в тонкой оправе. Тишейды – так назвали эти очки – мгновенно стали атрибутом битломанов, а затем перешли в молодежную субкультуру, подчеркивая принадлежность к бунтарским течениям.
Правда, нельзя сказать, что солнцезащитные очки такой формы были ультрамодными и обязательными к ношению в определенные периоды и модные сезоны. Нет, у них не было особых пиков модности, но и печальных падений они не испытывали. Возможно, их благородство и традиционность стали причиной того, что многие остались верны “велосипедам”: Рой Орбисон, Уилл Смит, Стив Джобс, Леди Гага. И да – Гарри Поттер!
Долгий путь “странников”
Вайфареры “пришли” в моду в начале пятидесятых и практически сразу стали конкурировать с необычайно популярными тогда “авиаторами”. Новички выглядели классически, и потому сразу привлеки внимание людей среднего и старшего возраста. Форма в виде трапеции со сглаженными углами, довольно крупная оправа, редко когда цветные стекла – в основном черные и серо-дымчатые.
Типичные очки “ботаников”? Ничего подобного! Это живое олицетворение классики в модернизированном виде. И если авиаторы со временем сами стали классическими солнцезащитными очками, то вайфареры родились из давно известных очков с диоптриями и попросту скорректировали мнение об устоявшихся классических формах и воплощениях.
Став солнцезащитными (волею Раймонда Стиджмана из компании Ray-Ban), вайфареры приобрели новые черты. Во-первых, это первые полностью пластиковые очки: оправа, стекла, дужки, все из современного и очень модного тогда пластика. Во-вторых, верхняя часть оправы стала тоньше, легче, и приобрела легкую изогнутость – в модных журналах пятидесятых годов перед поездкой на курорты советовали выбирать солнцезащитные вайфареры, ориентируясь на сочетание изгиба бровей и верхней части дужки. Ну что тут сказать – настоящие очки для путников, ведь “Wayfarer” переводится как путник, странник.
Одно только перечисление тех, кто отдавал предпочтение вайферерам, впечатляет: Джон Кеннеди, Боб Дилан, Энди Уорхол, Софи Лорен, Роберт Паттинсон, Мадонна, Кейт Мосс, Джад Лоу, Барак Обама.
Чуть позднее вайфареры изменились радикально, став отдельным направлением в стилистике очков и получив название “кошачий глаз” – Cat-Eye. База прежняя – пластик, не тонкая оправа, но цвет линз – зеленый, изумрудный, серый, а верхний угол вытянут в стороны, делая оправу похожей на глаз кошки. Это типичные имиджевые очки, на первый план выходит их образ, нежели функциональность. Очки-свинг – самое подходящее для них название.
Сейчас это уже винтаж – пик моды на эти очки пришелся на пятидесятые, благодаря Одри Хепберн и фильму “Завтрак у Тиффани”, Мэрилин Монро, Бадди Холли. В шестидесятых они украшали несравненную Элизабет Тейлор, у Одри Хепберн они были просто потрясающе огромными (кто же знал, что через 20 лет такие очки назовут “гранды” и сделают из них культ).
Затем о них вспомнили в середине восьмидесятых – тогда в коллекциях модных домов эти очки появились в хищном обличье, раскрашенные под шкуру диких представителей семейства кошачьих, сегодня их выбирает Анджелина Джоли.
Технологии в моде
Три изобретения XX века повлияли на солнцезащитные очки.
Первое – поляроидная пленка. Она наполовину и более задерживает отражающийся от гладких или зеркальных поверхностей свет и не допускает бликов и искажений изображения. Кроме того пленка Polaroid задерживает УФ-лучи. Солнцезащитные очки polaroid могут относится к любому стилю – Земфира носит вайфареры, Леди Гага – “гранды”.
Фотохромные очки-“хамелеоны” – второе изобретение, пришедшее в индустрию солнцезащитных очков – темнеют при попадании на них ультрафиолетового излучения и светлеют в его отсутствие. Это очки не для моды – для дела. Их носят водители, летчики, люди, вынужденные постоянно носить очки с диоптриями. В фильме “Тринадцать друзей Оушена” такие очки “играют” вместе с Бредом Питом.
Светоотражающая пленка на очках позволила создавать линзы с зеркальным покрытием на наружной поверхности. Эффект зеркала идеально подошел для полицейских и секьюрити, для горнолыжных очков. Они не только гасят блики и лучи, но и не пропускают за стекло – то есть лицо носящего делается непроницаемым из-за неизвестного выражения глаз. Такие очки можно увидеть у Лоуренса Фишберна (Морфеус в “Матрице”), “авиаторы” с зеркальной пленкой носит Пол Маккартни.
Имидж в аксессуарах
Среди солнцезащитных репутацию имиджевых очков имеют так называемые “гранды” – огромные, великанские очки в пол-лица. Считается, что это излюбленная модель очков Мэрилин Монро, но она в них показывалась не так часто, и в основном в последний период жизни. Жаклин Кеннеди часто носила эти очки после того, как вышла замуж за Аристотеля Онассиса – скорее из желания остаться неузнанной и скрыть горечь взгляда. В восьмидесятые в них щеголяли Джон Бон Джови, Си Си Кетч, а в наше время это часть имиджа Джессики Симпсон.
Молодежная мода отдает предпочтение моделям ярким, технологичным и необычным. Таковы облегающие очки, – они штампуются из мягкого пластика, гибкие, могут иметь причудливые формы, как оправы, так и линз. Это самые “молодые” солнцезащитные очки. Впервые они появились в начале девяностых годов, сразу были одобрены молодежью и сегодня популярны среди подростков, горнолыжников, любителей активного отдыха и отдыха на природе. Очки-щитки носила Йоко Оно.
Сегодня солнцезащитные очки могут быть любыми: экстравагантными, футуристическими, “инопланетными”, в стиле стимпанк. Они складываются, поют, служат одновременно наушниками, раскрашены в самые невероятные кислотные оттенки.
Но они по-прежнему немыслимы без стиля, а стиль невозможен без солнцезащитных очков. И не важно, насколько яркое солнце сегодня на дворе.
Копии часов Vacheron Constantin – высокое качество без переплаты за бренд.
Комментарии ( Один комментарий)
А что же вы Градского и Поплавскую забыли?
Оставить комментарий