Известно, что модные тенденции, подобно зеркалу, отражают состояние времени и народа – как эмоциональное, так и материальное. Для каждой эпохи характерны свои особенности. Не стала исключением и многострадальная страна по имени СССР.
Некоторые эксперты позволяют себе утверждения, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще. Но везде, где есть женщины – есть и красота. А где красота – там и одежда и, соответственно, Ее Величество Мода.
Давайте вместе совершим небольшое путешествие во времени и попытаемся составить собственное мнение!
20-е – 30-е годы
В первые послереволюционные годы было предпринято немало попыток создать советское направление в моде, но никто не представлял себе, как именно должен выглядеть строитель коммунизма в действительности. Создание в Москве мастерских “прозодежды”, то есть, одежды для производства, не принесло никаких видимых результатов. И тогда: с высоких трибун было объявлено, что мода развращает умы молодежи, отвлекая их от основного предназначения – служения великому делу социалистической революции. Мода – это “буржуазные штучки”, на которые у советской женщины-труженицы не должно оставаться времени. Наряжается – значит, мало работает. Мало работает – значит, тунеядка. Сегодня это покажется невозможным, но за любовь к красивым вещам “прорабатывали” на комсомольских и партийных собраниях. Самые невероятные обвинения выдвигались модникам и модницам тех лет – контрабанда, спекуляция и даже мародерство! Таким образом, стремление выглядеть модно могло стоить карьеры, а то и свободы. Единственным профессиональным модельером в Советском Союзе была Надежда Петровна Ламанова (1861-1941) – кто-то же должен был одевать жен партийной элиты и представлять интересы страны за рубежом! “Русская народная” коллекция Ламановой в 1925 году получила Гран-при на всемирной выставке и это несмотря на то, что все модели были сшиты из полотенец и рушников (настоящих тканей в России не было)!
40-е годы
Это скорбное десятилетие – пожалуй, единственное в истории страны, в котором действительно не было моды. Весь советский народ того времени можно было разделить на две основные категории – те, кто воевал, и те, кто работал в тылу. В суровых условия жизни “мирного” населения – тяжелая работа на военных заводах, голод и холод разрушенных городов и деревень – было не до изысканных туалетов. Те швейные фабрики, которые продолжали работать, выпускали преимущественно военную форму. Поэтому единственной данью моде, которую могли себе позволить наши героические бабушки, попавшие на фронт наравне с мужчинами, были белоснежные воротнички и максимально кокетливо надетая пилотка. Однако еще за год до окончания войны – в апреле 1944-го, в столице начал свою работу Московский дом моды, а уже в 1945-м восстановил свою деятельность и Ленинградский дом моделей. Предвкушая скорое окончание войны, правительство поручило эти предприятиям разработать для швейных фабрик новые модели одежды для послевоенного времени.
50-е годы
Постепенно приоткрывающийся “железный занавес” пропускал тоненький ручеек информации из государств с более развитой индустрией моды. Именно в это время в Стране советов появились стиляги, откровенно протестующие против моды, навязываемой “линией партии”. Их немыслимые прически, брюки-дудочки и вызывающие разрезы стали не только объектом насмешек, но могли привести и к более серьезным последствиям. И все же стремление к красоте нельзя было остановить никакими директивами съездов Партии. Мода продолжала свое развитие. Понемногу начали выезжать за рубеж наши спортсмены, артисты и литераторы. Из-за границы они привозили не только впечатления, но и действительно красивые и стильные вещи, причем не обязательно на продажу – одежда, купленная “выездными” для себя и своей семьи, долго служила предметом для обсуждений и подражаний. Несколько обособленно жили Прибалтийские республики. Поэтому в Ригу россиянки ездили специально, чтобы посмотреть, как одеваются в Европе. Именно в 50-х зародилась советская мода в экспортном варианте. Советские выставки за рубежом вызывали всеобщий восторг. В 1955 году в Будапеште с немалым успехом была показана: коллекция одежды для уборщиц и доярок! Модели выходили на подиум со щетками и специальными ведрами – подойниками! Но иностранцы не догадывались, что демонстрируемая одежда разрабатывается исключительно для заграничных подиумов. А мода для рядовых строителей “светлого будущего” выглядит куда более уныло.
Несмотря на всю закрытость советского государства, в июне 1959 года в Москве состоялся первый показ дома Кристиан Диор. Для того времени это было невероятное событие. За всю историю СССР это была первая возможность ознакомиться с зарубежной модой, такой непохожей, изысканной, недоступной, а потому еще более манящей.
60-е годы
Несмотря на то, что 60-е годы в нашей истории считаются началом “эпохи застоя”, именно это десятилетие стало переломным в советской моде. В стране все чаще проходили международные выставки западных стран. Благодаря этому, в союз попадали модные вещи из Европы и даже Америки. Но в широкой продаже купить такую одежду было невозможно. Изделия попадали либо в закрытые магазины для партийных работников и дипломатов, либо в руки фарцовщиков, втридорога перепродающих желанные платья и джинсы с рук. На марку или авторство импортной одежды тогда мало кто обращал внимание. Говорили просто – “английская”, “финская”, “итальянская”. Это по определению означало – “роскошная вещица”. И, хотя государство по-прежнему, не жаловало модников и модниц, отношение к моде, как социальному явлению, стало более лояльным. Обсуждения последних модных тенденций уже не считались пропагандой западного образа жизни, а женщины, следящие за модой, вызывали скорее интерес, чем раздражение. Огромные перемены принес в советскую моду Вячеслав Зайцев, пришедший работать модельером во Всесоюзный дом моделей в 1965г. Он был первым, кто решил создавать модную одежду на основе русских традиций.
С появлением Зайцева западный мир узнал, что в СССР тоже существует мода. А каждый советский показ мод за рубежом производил настоящий фурор. Что интересно, именно Вячеслав Зайцев привел советский модельный бизнес к общепринятым мировым стандартам: до него модели причесывались сами, красились своей косметикой и надевали свою собственную обувь. А мужчин-моделей не было вообще: одежду демонстрировали “попавшие под руку” рабочие, охранники даже дворники!
70-е годы
Эпоха 70-х ознаменовалась для Советского Союза налаживанием тесных контактов с зарубежными странами, в первую очередь – с государствами “социалистического лагеря”. В этих условиях власти наконец признали, что больше не в силах контролировать стремление людей хорошо одеваться. Партия уже не могла загнать население в рамки понятий о “труженике социализма”, и все-таки было признано, что быть модным и красиво одетым – нормально и позитивно, а обновление одежды – эстетическая потребность: то есть, необязательно эксплуатировать вещи до полного их износа. Но легкая промышленность с трудом поспевала за растущими потребностями населения, поэтому настоящим спасением для каждой модницы стало рукоделие. Тенденции той далекой эпохи стали фундаментом, на котором и сейчас стоит вся модная индустрия. Именно тогда возникли революционные коллекции советских модельеров, ставшие той классической основой, из которой черпают вдохновение многие современные дизайнеры.
80-е и 90-е
Для нашей страны 80-е стали настоящим “бумом моды”. К этому времени жители СССР уже имели достаточно много возможностей знакомиться с мировыми модными тенденциями. Больше не считалось непристойным желание человека следовать последним веяниям моды, а на смену однообразию стиля пришло бурное развитие молодежных субкультур. Это десятилетие стало настоящей эпохой поклонения моде. Именно в 80-х показы мод стали впервые показывать по телевидению, широко развивалась сеть ателье по пошиву одежды. Каждая уважающая себя модница просто обязана была иметь номер журнала “Бурда” с затертыми до дыр выкройками. Советские дизайнеры старались не уступать своим западным коллегам, создавая коллекции, отвечающие всем последним веяниям. Другое дело, что промышленность была столь неповоротлива, что даже самые лучшие модели, поставленные на конвейер, превращались в довольно унылый продукт. В 1987 году в советскую моду пришел молодой модельер – Валентин Юдашкин. Его коллекции принесли русской школе модельеров огромную славу. Начало 90-х годов ознаменовалось развалом Союза. С “открытием” границ в страну хлынул поток всевозможных западных веяний, в том числе и модных. Мода перестала быть чем-то запретным и недоступным. Постепенно грань между постсоветским пространством и культурой западных стран стала не столь заметной, а уже через пару лет исчезла совсем. Так завершилась история советской моды – история противостояния политических идеалов и извечного стремления человека к гармонии и красоте.
Комментарии (комментариев: 12)
…Давайте вместе совершим небольшое путешествие во времени и попытаемся составить собственное мнение!…Да спасибо точно путешествие,очень актуальный блог,ретро-мода представлена отлично,подбор фото супер,спасибо:)
Первый показ мод в Москве в 1959 году можно сравнить только с нашествием инопланетян. Для советских граждан модели были людьми из другого мира… Замечательные ретро фотографии!
Бурда – я ненавиджу цей журнал! все моє дитинство пройшло з цим журналом – мама не могла відірватися від нього
В моей жизни с Бурдой связаны только хорошие воспоминания. Прекрасно помню, как мамы шили нам – своим чадам какие-то костюмчики и платьишки, своим мужьям вязали пуловеры и шарфы, а себе кроили какие-то наряды, казавшиеся в то время вершиной совершенства, при том, что в магазинах ничего не было, а ткань доставали через десятые руки. И нам хватало родительского внимания, несмотря на то, что родители часто ложились спать далеко за полночь, а просыпались ни свет ни заря. Этот журнал был для наших мам каким-то стимулом к прекрасной жизни, который заряжал их энергией и не давал опуститься в серую действительность и мы чувствовали это. Простите, Лиза, за откровенность, наверное, вам надо искать причины в вашей маме, а не в Бурде.
сейчас с модой не оч хорошо дела, как обычно отстаем
На мой взгляд мода постепенно возвращается
Очень понравились фотографии в статье – классные! Текст тоже интересный, спасибо 🙂
Мне иногда кажется, что в те времена люди были совсем другие и если бы они попали в наше время, они выглядели так-же как и в своём. Просто такие типажи… Хотя может были другие ценности, но судя по всему мода это главный фактор который отличает их от нас…
Спасибо за материал, сайт превосходный.
По вашим материалам писали с женой выпускной диплом.
Самая лучшая мода когда, сама себе всё дизайнишь и потом либо шьёш сама . а если не умеешь то иди к мастеру.
Журнал Бурда с Машей Калининой на обложке ( по моему декабрь 1989) – семейная реликвия. Мама перешила практически все модели из єтого журнала, а фарфоровая кукла в розовом бальном платье ( на последних страницах размещались идеи для новогодних подарков и украшения дома) біла предметом моих детских грез)) Бурда памятник можно и НУЖНО! поставить, также как и нашим мамам- рукодельницам, умницам и красавицам с несгибаемой волей и мужеством, преодолевших хаос и разруху 80-90х
Ой, и как это вообще мы жили в такой кошмарной стране?!!!) Ой, жуть ведь что понаписано, прямь концлагерь какой-то был!))) Мини юбку надела и сразу под расстрел)))
Оставить комментарий